Основы пожарной безопасности для детей

| 11 Июл 2012 | Рубрика: Статьи о пожарной безопасности

Знание и соблюдение требований пожарной безопасности только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в этом возрасте создаются благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Статистика показывает, что Россия занимает первое место в мире по числу погибших при пожаре; четвертое место – по количеству пожаров, уступая Китаю, Индии и США. Поэтому потребность в изучении основ пожарной безопасности с дошкольного и школьного возрастов оказывается как никогда актуальной.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что детей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
За рубежом обучение правилам пожарной безопасности давно вошло в обязательную практику. Например, во многих школах Японии регулярно проводятся тренировочные упражнения по эвакуации.
В России обучение детей правилам пожарной безопасности (хотя бы в рамках предмета ОБЖ) — дело новое. Плохо то, что во многих школах ОБЖ уже не преподается, но хуже всего, что никогда и не преподавалось. Дает знать о себе острая нехватка учителей ОБЖ, мало хорошей литературы и наглядных пособий. Еще не во всех детских учреждениях умело, с реальной пользой проводятся учебные тренировки по эвакуации на случай пожара. Хорошим подспорьем в работе с детьми будут разработки игровых занятий, включающих физкультурные упражнения на ловкость и реакцию ребенка.
Следует отметить, что материалы (в том числе и нормативно-техническая документация), пособия, разработки и упражнения, нацеленные на освоение знаний о пожарной безопасности, помимо преследования основной цели — формирования целостного представления — решают ряд задач из других направлений в работе с детьми: воспитание культуры поведения на улице, в доме, на природе, расширение кругозора (знакомство с предметами бытовой техники, химии, работой предприятий), закладывание основ экологического воспитания.
Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели — формирование целостного представления о пожарной безопасности. Овладев такими знаниями, ребенок будет иметь представление о труде пожарных; у него сформируется чувство повышенной опасности исходящей от огня; будет понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности; и самое главное – он сумеет принять правильное решение в случае пожара.

Отзывов нет

Ваш отзыв